0

Сейткадир Ибрагимов: «Разве сравнятся знающий и незнающий?»

Имам-хатыб мечети исламского культурного центра Симферополя, член шариатского комитета ДУМУ «Умма» Сейткадир Ибрагимов.

Иногда приходится слышать о расхождениях в религиозных вопросах между мусульманами. Это происходит по разным причинам, но нередко приводит к конфликтам. Что лежит в основе таких разногласий, как их избежать? Как приумножить и сохранить свои знания? На эти и другие темы мы говорили с имам-хатыб мечети исламского культурного центра Симферополя, член шариатского комитета ДУМУ «Умма» Сейткадир Ибрагимов.

— Аллах открывает для веры сердца тех, кого Он избрал. Но люди не последовали бы за религией Аллаха, не будь она прекрасна…

— Господь сотворил человека и только Он знает, что необходимо Его творению для полноценной жизни на земле. Поэтому Всевышний послал пророка Мухаммада (мир ему и благословение) к людям, дабы те имели возможность последовать за Божественным Откровением, пойти прямым путем — путем единобожия, смиренности, богобоязненности — и жить праведно в этот мире, снискав довольство Аллаха в мире грядущем. «Воистину, те, которые сказали: „Наш Господь — Аллах“, — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (Коран, 46:13–14).

Ислам — великая милость, оказанная Всевышним крымскотатарскому народу, и свидетельство того, что наши предки последовали за истиной. Сказано в Коране: «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. По Своему соизволению Он выводит их из мрака к свету и наставляет их на прямой путь» (Коран, 5:15–16).

— Крымскотатарский народ сегодня переживает религиозное и культурное возрождение, возвращается к своим истокам. С чего начинать человеку, решившему вернуться к религии предков?

— Аллах, сотворив людей, не бросил их на произвол судьбы. В одном из аятов Корана Всевышний, обращаясь к нам, говорит: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы, и что вы не будете возвращены к Нам?» (Коран, 23:115). Сотворив человека, Господь указал ему, как нужно жить в этой жизни. Поэтому возвращение к религии — это возвращение к указаниям Аллаха, данным человечеству в Священном Коране и Сунне Его благородного Посланника (мир ему и благословение).

Если мусульманин начинает практиковать религию, то это следует делать постепенно. Хорошо изучив одно, переходить к другому, но не хвататься за все сразу. Достаточно вспомнить, например, что Коран был ниспослан не целиком, а аят за аятом на протяжении 23 лет. И религиозная практика, и запреты на то или иное действие вводились постепенно. А начинать нужно с азов: столпы Ислама, основы веры, омовение, молитва, сира (жизнеописание) Пророка. И уж затем переходить к более глубоким знаниям: изучение арабского языка, труды исламских ученых, толкование Корана.

— Ислам побуждает нас стремиться к знаниям, независимо от возраста человека.

— Поиск знаний весьма поощряется нашей религией. Вспомните первый аят Корана, ниспосланный пророку Мухаммаду: «Читай! Во имя Господа твоего!» (Коран, 96:1). Господь призывает к чтению, а это и есть путь постижения знаний.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) оставил нам в назидание множество высказываний о достоинстве обретения знаний:
«Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина»;
«Приобретайте знания от колыбели до могилы»;
«Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай».

И конечно же, перед Всевышним не равны в степенях те, кто стремится к знаниям, и те, кто безразличен к этому. Аллах говорит о знающем и невежде: «Разве сравнятся знающий и незнающий?» (Коран, 39:9).

— Как сохранять и увеличивать свои религиозные знания?

— Сохранять знания очень сложно, если не пользоваться ими в повседневной жизни. Если изучить что‑либо, научиться чему‑то и не использовать, не придерживаться этого в дальнейшем, то можно утратить все накопленные знания.
Увеличивать религиозные знания нужно планомерно, ведь Ислам объемлет множество аспектов, требующих досконального изучения священного Корана и Сунны. И, естественно, здесь необходима помощь квалифицированного учителя, имама. Черпать знания просто из Интернета очень рискованно. Существует вероятность ошибочного понимания того или иного вопроса, что может быть чревато серьезными последствиями.

— Молодые целеустремленные люди во все времена были движущей силой общества. В чем, на ваш взгляд, нуждается крымскотатарская молодежь сегодня? Какие советы вы могли бы ей дать?

— Я бы хотел остановиться на двух вещах: знаниях и нравственности. Если мы вернемся к религии, то все это появится, поскольку Ислам требует знаний и нравственного поведения. В свою очередь, образованный народ выгодно отличается от других народов. Но важнейшая роль отводится в религии Аллаха именно нравственности. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Я был послан только для того, чтобы довести достойные нравы до совершенства»;
«Наиболее совершенной верой среди верующих обладает самый благонравный из них».
«Совершенствуйте вашу нравственность» — это высказывание Посланника показывает, что человеку по силам изменить свои качества и характер. Общаясь с безнравственными людьми, со временем можно и самому утратить хорошие качества и перенять их недостатки и пороки. Поэтому, чтобы сохранить и развивать свои лучшие качества, прежде всего следует поддерживать отношения с теми, кто обладает высокой нравственностью и богобоязненностью, избегая неблагополучных компаний.

Как бы ни был человек богат интеллектуально и материально, низкая нравственность может перечеркнуть все его достижения и заслуги. Если же он беден, но отличается богобоязненностью и скромностью, то Аллах непременно ниспошлет ему Свое благословение, и он заслужит всеобщее уважение.

Иной пример. Человек начитан, хорошо разбирается во многих религиозных вопросах, но при этом имеет скверный характер. Для него не будет никакой пользы от его знаний, поскольку другие избегают общения с ним.
То же касается и знаний в других сферах. Если в обществе много людей образованных и высоконравственных, то, в нем, по милости Аллаха, пребудет благо.

— Случается, что, начав практиковать, мусульманин слишком ревностно и придирчиво относится ко второстепенным вопросам, провоцируя разногласия и конфликты среди верующих. Как разрешать подобные проблемы и сохранить единство уммы?

— Это происходит от невежества либо от недостаточного знания своей религии. На сегодняшний день объединить всех мусульман вокруг какого‑то одного мнения по второстепенным вопросам просто невозможно да и в принципе неправильно. Такова природа человека: мы не можем мыслить и рассуждать одинаково. Расхождения во мнениях существовали во все времена, и это допускается. Но, вступая в дискуссию, мусульманин не должен забывать самого главного — того, к чему призывает нас Аллах: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (Коран, 3:103).

Лучше вообще не вступать в споры, которые могут привести к конфликту, разделению, вражде и ненависти, оставшись при своем мнении. Так будет полезнее для уммы.

Всевышний призывает мусульман к духовному братству, к единогласному следованию всем ясным основам и недвусмысленным предписаниям религии. Мусульманская умма едина, едина своей верой в Аллаха: «Воистину, верующие — братья» (Коран, 49:10).

Посланник (мир ему и благословение) сравнивал единство мусульман с организмом: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда одну из частей его поражает болезнь, то и все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

Наша сила в единстве. Сегодня мусульмане и так находятся в непростом положении, и нам, как никогда, необходима сплоченность.

— Во все времена имамы играли очень важную роль в жизни мусульманской общины. Их авторитет был высок, и верующие следовали мнению ученых. Что бы вы хотели сказать нынешним имамам?

— Очень важно, чтобы имам постоянно помнил о своей ответственности перед Всевышним. В этом человеке прежде всего должно преобладать чувство страха перед Аллахом за слова, поступки и деяния.
Имам просто обязан максимально глубоко знать и изучать нашу религию, но, самое важное — чтобы он применял эти знания в религиозной практике и повседневной жизни.

Слова имама никогда не должны расходиться с делами, ведь он работает ради Аллаха. Он должен приложить максимум усилий, чтобы окружающие его люди несли обществу только благо, излучали свет религии, озаряющий путь истины, чтобы они были настоящими наследниками пророков, истинными верующими.

Интервью провел
Дилявер САИДАХМЕТОВ,
газета «Арраид» №158 

Підшито до: Важливе, Лекції та хутби

Останні записи