«Молитвенный Майдан — последняя баррикада Украины в уже оккупированном Донецке. Это должно войти в учебники истории»

22.12.2018

49

21 декабря в помещении Информационного агентства «Укринформ» состоялась пресс-конференция по случаю презентации книги пастора Сергея Косяка «Донбас, якого ти не знав» (рос. «Донбасс, которого ты не знал»). Мероприятие было организовано Министерством информационной политики Украины и ОО «Международный центр помощи». Одним из спикеров был муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, который рассказал о молитвенном марафоне «За мир, любовь и целостность Украины» в Донецке в 2014 году как его непосредственный участник.

Полную видеозапись мероприятия можно посмотреть по ссылке.

«Вы не знаете, что на самом деле было, и насколько Донецк был проукраинским городом»

Отец Сергей рассказал, что хотел воспользоваться выходом своей книги как информационным поводом и привлечь внимание украинского общества к проблеме, существующей уже 5 лет: манипуляции и клише в информационном пространстве, с помощью которых сепаратисты запугали и подчинили себе население оккупированных территорий, стали проникать в украинское информационное пространство и уже касались вынужденных переселенцев. Дошло до того, что в одной книге он прочитал, будто Евромайдан прокатился всеми областными центрами Украины, кроме Донецка и Луганска.

— Я изначально писал: ребята, вы не знаете, что на самом деле было, и насколько Донецк был проукраинским городом, какое там было противостояние. И каждый раз, когда я делал те публикации в «Фейсбуке», разговаривал со своими друзьями из других регионов, я бился об огромную стену непонимания. Поэтому я решил обнародовать те записи, которые делал в течение 4 лет, описывая каждый день все, что я видел и пережил. Книга «Донбас, якого ти не знав» — мой личный дневник.

Пастор отметил, что книга охватывает события с 25 февраля 2014 по июль 2015 года. В издании описаны события в Донецке, первые массовые волны переселенцев, то, как люди покидали свои дома. Это все Сергей Косяк видел собственными глазами, потому что побывал во всех точках передовой. Завершается книга июлем 2015 года, когда пастор переехал жить в Марьинку:

— Об этом периоде своей жизни я хочу написать отдельную книгу, будет называться «Донбас, якого ти не знав: Мар’їнка» (рос. «Донбасс, которого ты не знал: Марьинка»). Там немало трогательных и печальных историй. Это важно, ведь мы не знаем правды, в которой живут люди, тогда как именно правда освобождает людей.

«Украинцев Донбасса бросили на произвол судьбы»

Взяв слово, муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов пожелал прежде всего мира и милости Божьей всем присутствующим, а также поздравил своего друга, пастора Сергея Косяка, с печатью его книги «Донбас, якого ти не знав». Шейх Саид подчеркнул, что изложенное в книге является правдой, а не художественным вымыслом.

— Что хочу сказать?.. Была в Донецке Революция достоинства? — Была. Было гражданское сопротивление в Донецке? — Оно было и мощное. Была у нас община, пытавшаяся не допустить этого сепаратизма и войны? — Я считаю, что дончане сделали все, что могли. Начиная с осени 2013 года, в Донецке постоянно был свой Майдан у памятника Тарасу Шевченко. Там были люди разной веры. Мы все приобщались к той Революции достоинства, которая проходила по всей Украине. К сожалению, нас мало видели — из-за того, что нас было немного. Это не говорит о том, что большинство дончан были против Революции достоинства — большинство дончан через искривленные информационные потоки не понимали вообще, что происходит.

Донецк, а также Донецкую и Луганскую области отдали полностью, как вотчину феодалам отдают, в абсолютную власть «регионалам». И они не допускали на местные телеканалы и другие местные СМИ правды о том, что происходит в Украине. Население настраивали против Революции достоинства, настраивали быть пророссийскими. Недаром, когда сепаратисты захватили Донецк, то в первую очередь отключили все украинские телеканалы и радиостанции — потому что они очень не желали, чтобы украинцы в Донецке слышали правду из украинских СМИ. То есть информационные потоки в этой войне играли колоссальную роль, они были на первом месте. Пропаганда, ложь, откровенные манипуляции — все, что применяла Россия, чтобы подготовить эту войну, этот сепаратизм — это целенаправленно распространялось среди местного населения.

Когда весной 2014 года мы увидели признаки сепаратизма, мы знали, что есть российские наемники, российские военные и ФСБ, и ГРУ, и все остальные, кто должен был расшатывать ситуацию в Донецке, — дончане пытались сделать все, что в их силах. Невооруженные люди просто с флагами Украины собирались на площадях Донецка. Мы пытались продемонстрировать и сепаратистам, что Донецк — это Украина, и центральной власти в Киеве, чтобы она нас увидела и чтобы поняла, что Донбасс — это также Украина, и за него необходимо бороться, защищать. Защищать граждан, защищать свою землю. Я не знаю, что происходило в Киеве, но нас не увидели, да и не услышали — просто всех украинцев Донбасса бросили на произвол судьбы, чтобы мы там сами выживали, как мы сможем. И мы боролись, мы реально боролись — люди, невооруженные, на морозе выходили на эти украинские митинги. Их били, их убивали, но люди все равно выходили...

Мы боролись до конца! Верующие разных религий! Отдавали свою жизнь за то, чтобы Донбасс был украинским! А нас бросили! Просто бросили там!

И после того, как был разбит — буквально уничтожен, зверски избит — последний проукраинский митинг в Донецке, был необходим другой путь. В это время уже существовал «Молитвенный марафон», начатый христианскими церквями, прежде всего протестантскими. Мне с самого Майдана, свидетелем которого я был и в Киеве, и в Донецке, врезались в память слова Блаженнейшего Любомира Гузара: «Не бойтесь!»

«Показать, прежде всего дончанам, что здесь есть Украина и будет Украина»

Это так крепко сидело в душе, что мы не должны бояться. И если мы уже не можем выходить на какие-то политические акции, мы не можем просто сидеть и бояться. Надо находить другие формы демонстрации своей гражданской позиции, чтобы показать, прежде всего дончанам, что здесь — Украина и будет Украина. Даже если нас там, в Киеве, на тот момент не видели, надо, чтобы здесь, на месте, нашлись люди, которые не боялись бы и вышли — и мы вышли.

Первыми, как я говорил, на этот молитвенный марафон вышли христиане, в основном протестантских церквей, но там были и греко-католики, католики, православные — очень разные люди. Они просто стояли и молились. Пели песни, пели гимн Украины, держали украинские флаги, держали таблички, что Донецк, Донбасс — это Украина. Никаких политических лозунгов не было — люди просто находились посреди города, на площади Конституции, и уже просто этим демонстрировали, что Донецк, Донбасс — это Украина.

«Те, кто был на Революции достоинства, знает: когда оказываешься там — уже не страшно. Страшно сидеть и смотреть»

— Тогда я, как муфтий сказал, что я не могу просто сидеть у себя в мечети и смотреть — я должен быть там. Придя туда, я познакомился с пастором Сергеем Косяком, который был душой и лидером этого молитвенного марафона. Были и другие священники и выдающиеся люди, но все знали, что фактически лидером является пастор Сергей Косяк, по крайней мере я так воспринимал. Возможно, было как-то иначе, и были другие высокодостойные люди, но мы все считали, что пастор Сергей Косяк — лидер этого молитвенного марафона. И когда его посадили и потащили в облгосадминистрацию, чтобы бить и пытать, мы просто собрались снова на том же месте и не знали, что делать. Потому что лидера просто забрали в плен, его там били...

Мы стояли. Конечно, произнесли несколько молитв от различных религий и конфессий, но мы больше переживали о том, как можно ему помочь, как его освободить, что мы можем сделать, чтобы его там не убили, чтобы его не пытали... Была даже идея пойти к тем сепаратистам, в ОГА, может, собрать деньги или просто прийти духовным лицам и обратиться, чтобы его освободили. Мы были готовы даже на это, но я понимаю, что мы, возможно, сами бы оттуда не вышли, просто сидели бы рядом с ним. Но, слава Богу, его освободили! Освободили избитого, но это нас не остановило, и молитвенный марафон продолжался до лета. Публично мы там стояли ежедневно, посреди Донецка, и людей никто не звал, они приходили сами, потому что не боялись — им было более отвратительно сидеть дома, чем прийти.

Те, кто был на Революции достоинства, знает: когда оказываешься там — уже не страшно. Страшно сидеть и смотреть.

Так случилось, что мы там все были как одна семья. Мы сочувствовали друг другу, понимали друг друга без слова. Это был последний островок, последняя баррикада Украины в уже оккупированном Донецке, когда туда уже зашли террористы Гиркина, когда случился даже Иловайск. Мы все равно были там, мы были последним островком Украины и мы не боялись.

Позже, после серьезных арестов и пыток, когда посадили пастора Александра Хомченко, который, к сожалению, уже умер, этот молитвенный марафон ушел в подполье. Впрочем, он стал легендарной страницей донецкого сопротивления. Это должно войти в историю Украины — что люди, небольшое количество, стояли там и боролись за то, что Донбасс — Украина.