Муфтий ДУМУ «Умма»

Муфтий ДУМУ «Умма»

Шейх Саид Исмагилов                    (Исмагилов Сергей Валерьевич)

Один из мусульманских духовных лидеров Украины, входит в список 100 самых влиятельных украинцев 2017 и 2018 годов, по версии журнала «Корреспондент». Президент ВОО «Украинский центр исламоведческих исследований», ученый-исламовед, член Донецкого областного отделения Украинской ассоциации религиоведов (УАР), член правления Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, член Совета церквей и религиозных организаций Донецкой области, преподаватель богословских и религиоведческих дисциплин Украинский исламского университета (2001–2002), известный общественный деятель. Избран председателем Всеукраинского совета религиозных организаций на 2018 год.

Семья:

Родился в Донецке 9 августа 1978 года; отец — казанский татарин, мать — пензенская татарка. Женат, имеет сына.

Образование:

1993–1997 — Донецкий политехнический техникум (факультет технической механики).

1997–2001 — теологический факультет Московского высшего духовного исламского колледжа (теперь — Московский исламский университет). Получил диплом с отличием и звание имам-хатыб.

2002–2007 — факультет философии Государственного университета информатики и искусственного интеллекта; бакалавр философии и магистр религиоведения.

Профессиональная и научная деятельность:

2001–2002 — ассистент в Украинском исламском университете (Донецк).

2002–2009 — имам Донецкой мусульманской общины «Дуслык» («Дружба»).

25 января 2009 года избран муфтием Духовного управления мусульман Украины «Умма».

Шейх Саид Исмагилов — последователь суннитской ветви Ислама и сторонник идеи аль-васатыя («умеренность»), которая не признает радикализма и крайностей.

С 2009 года — постоянный член Совета духовных управлений мусульман Украины.

С 2011 года входит в состав рабочей группы ученых, работающих над каноническим переводом Священного Корана на украинский язык. Первый тираж полного перевода вышел в 2013 году.

2018 — в сотрудничестве с Михаилом Якубовичем издал первый украиноязычный учебник «Ісламознавство» («Исламоведение»).

Знает 4 языка: украинский, русский, татарский, арабский.

О своем призвании:

«В начале деятельности ДУМУ „Умма“ моя цель как муфтия заключалась в создании мусульманской уммы Украины. К тому времени большинство украинских мусульман не отождествляла себя с Украиной, а религиоведы основном употребляли термин „мусульмане в Украине“, а не „мусульмане Украины“. Эту идею не понимали, не воспринимали, и феномен исламской уммы в Украине был несколько аморфен.

Требовалась целенаправленная проповедь, работа, воспитание людей таким образом, чтобы приучить их чувствовать себя мусульманами Украины — и в этом нам способствует история, преимущественно крымских татар, которых мы также включили в этот процесс. Вопрос в преемственности, а как иначе мы можем показать, что мусульмане — неотъемлемая часть Украины? Только через крымских татар, поскольку все остальные этнические сообщества появились в Украине относительно недавно — 100, 200, 300 лет назад.

Конечно, берем во внимание и украинцев, выбравших для себя Ислам — чтобы они не теряли своей национальной идентичности, но позиционировали себя именно украинцами исламского вероисповедания и так воспитывали своих детей».

О Революцию достоинства:

«В то время я жил в Донецке, поэтому на столичном Майдане был лишь дважды: в декабре 2013 года, когда меня пригласили прочитать лекцию на „Мистецькому Барбакані“, и в день расстрела Небесной сотни, 20 февраля 2014 года. Остальное время я принимал активное участие в Майдане в Донецке, а в марте 2014 года, когда начались убийства активистов, присоединился вместе с представителями других религий к молитвенному марафону на площади Конституции, продолжавшемуся до конца августа. В сентябре мне сообщили, что я — в списках „НКВД ДНР“, и я успел покинуть дом за день до того, как за мной пришли».

О Хартии мусульман Украины и Социальной концепции мусульман Украины:

«Мы всегда четко очерчивали нашу позицию, подписав сначала Хартию мусульман Украины, а затем — Социальную концепцию мусульман Украины. Этим документам не уделили должного внимания, и это — недостаток исследователей. Дело в том, что данные документы трактуют мусульманскую общину Украины именно как часть Украины, декларируют, что мусульмане считают себя наследниками традиционных мусульман, которые многие столетия живут на территории Украины. Что мы считаем себя абсолютно полноценными украинцами, признаем язык, культуру, законы Украины и пр. То есть этими документами мы фактически прописали для мусульман Украины на многие столетия вперед, кто мы такие и как должны чувствовать себя в Украине».

О межрелигиозном диалоге и попытках посеять раздор в украинском обществе:

«Происходит постоянный диалог и коммуникация с представителями других религиозных организаций: мы общаемся, участвуем в благотворительных и гуманитарных мероприятиях, в национальных праздниках.

Мы не отделяемся от украинского общества, не равнодушны к проблемам Украины, среди мусульман есть защитники Украины — все это формирует нас как устойчивую часть украинского общества.

Враги этого очень боятся, на самом деле, потому что им выгодно, чтобы мусульмане были как тот камень в почке: он, вроде бы, и там, но не почка, мешает всем жить и постоянно болит. А когда мы — часть этого государства, этого общества, то спровоцировать конфликт мусульман с немусульманами уже не получится».

О капелланском служении на передовой:

«На передовой немало мусульман, рассеянных по разным военным формированиям. Конечно, мы не можем приставить отдельного капеллана к каждой части, где есть один или несколько бойцов-мусульман, поэтому с другими имамами-капелланами время от времени объезжаем эти части, привозим халяльное мясо, подарки для наших единоверцев и их собратьев других мировоззренческих убеждений, религиозную литературу и прочее.

Мы находим наших верующих в разных батальонах, и, кстати, именно христианские капелланы из разных церквей часто помогают нам наладить контакт с бойцами-мусульманами: именно они передают от нас бойцам религиозную литературу. Во время войны сложилась хорошая традиция, когда верующие различных религий помогают друг другу, ведь у нас — общая цель. Мы не конкурируем, но выполняем одну великую миссию и дело. Я очень благодарен всем христианским капелланам, предоставляющим нам информацию о бойцах-мусульманах — это весомый вклад в наше будущее, которое предусматривает сотрудничество религиозных организаций на основе взаимной помощи, а не конкуренции».

О никяхе (религиозном браке) в 1 км от линии фронта:

«Самый необычный эпизод моего капелланского служения — это никях на передовой: заключали религиозный брак двое этнических украинцев-мусульман, защищающих Родину. Жених уже более двух лет воюет в 92 бригаде, невеста — медик в этой же бригаде. Он позвонил в капелланскую службу и сообщил, что хочет жениться, поэтому мы должны были в следующий же раз посетить их бригаду.

Церемонию провели менее чем в 1 км от линии фронта, просто в одном из уцелевших помещений: собрались и провели им никях по всем традициям — так же, как я провожу здесь (в Киеве), и выписали свидетельство о религиозном браке».