«Предложения России, кто должен быть муфтием в Украине, тогда, в 92 году, были приняты во внимание» — Саид Исмагилов
22 сентября во прямом эфире радио «НВ» ведущий программы «Двойные стандарты» стандарты Павел Каразин общался со своим гостем, муфтием Саидом Исмагиловым, о том, кто украинские мусульмане, которые они, и как соотносятся религиозная и национальная идентичность; а также о ненасильственное сопротивление крымских татар «добровольной депортации из Крыма», когда люди остаются на полуострове несмотря на преследования со стороны РФ, и о попытках России, иногда успешные, влиять на религиозную жизнь Украинской разного вероисповедания.
Разговор длился более часа, прослушать полную запись можно по ссылке, а мы предлагаем отрывки из него.
Муфтий Саид Исмагилов:
— Мы отслеживаем процесс миграции мусульман Донбасса на подконтрольные Украине территории через прихожан мечетей, потому что люди, идентифицирующие себя как мусульмане, приходят в мечети — кто-то постоянно, а кто-то на праздники. Поэтому через имамов в разных городах мы примерно знаем, сколько переехало мусульманских семей. Если по данным Меджлиса крымских татар, мусульман выехало 20 тысяч, то по Донбассу мы такой точной статистики не имеем, но, по нашим подсчетам, речь о приблизительно 10 тысячах человек. <...>
— Большинство мусульманских организаций Украины выступили в защиту национальных интересов Украины, за территориальную целостность, против оккупации, активно демонстрировали это и в Крыму, и на Донбассе. Конечно, не обошлось без пророссийских организаций, которые, как оказалось, давно готовились к этим событиям. Это мы не знали, что так называемый братский народ нас нападет, а выяснилось, что это планировалось уже достаточно давно, и инвестировались деньги в создание откровенно пророссийских мусульманских организаций, которые открыто с началом оккупации стали на сторону оккупантов. <...>
— Что касается патриотически настроенных украинских мусульманских организаций — они выражали свою позицию, и я лично высказывал: мы были категорически против сепаратизма. В тот момент я находился в Донецке, был категорически против сепаратизма и против того, что мои земляки призывали Путина, чтобы он вводил войска, потому что хорошо понимал, что ничего хорошего из этого не получится. В России мусульманам достаточно плохо, должен сказать, и не хотелось бы, чтобы такая практика распространилась и на Украину. И что мы видим? Российский репрессивный аппарат делает свое черное жестокое дело в Крыму. <...>
— Россия враждебна и к собственным мусульманам, и именно поэтому они довольно массово бегут из России. Россия унаследовала имперские механизмы <…> не только общения с мусульманами, но контроля и давления на мусульман. Официальный российский Ислам встроен в имперскую модель, как и РПЦ. <...>
— Зона религии никогда не оставалась без внимания российской имперской модели, но мусульмане Украины были значительно менее интересны для России, чем, например, православная община, ибо православные христиане — это все-таки большинство среди конфессий Украины, а мусульмане всегда были меньшинством, и значительная часть была откровенно проукраинской. Я имею в виду прежде всего мусульман Крыма. Однако Россия не упускала возможностей создавать откровенно пророссийские организации, инвестировала в это, и, я думаю, абсолютно логично и правдиво говорить, что и среди мусульман Украины есть такие пророссийские организации. Это стало особенно наглядным после оккупации Крыма: как только произошла оккупация Крыма, определенные духовные управления, существовавшие в Крыму, перешли на пророссийские позиции и даже получали за это награды от Путина. То есть показали свое истинное лицо. К счастью, большинство территории Украины России не удалось оккупировать, а то бы мы увидели для себя очень много интересных лиц, которые вдруг бы перекрасились в российские триколоры. С самого начала независимости Украины, <...> началось это подчинение мусульманских религиозных институтов, в частности с помощью России: когда поступали письма от российских муфтиев в государственные украинские органы с предложениями, кто, по мнению России, должен возглавлять мусульманские духовные управления и кто должен быть муфтием. И, кстати, эти предложения тогда, в 92 году, были приняты во внимание. <...>
— Маркеры идентичности действительно есть. Первый маркер — как духовное управление относится к Революции достоинства: принимало ли оно участие в Революции достоинства, поддерживало ли стремление народа к свободе и независимости? Как оно относится к государственному украинскому языку и национальных интересов Украины: поддерживала ли религиозная община украинскую армию на защите Украины, имеет ли своих военных капелланов, волонтерит ли в поддержку нашей армии… И вообще, эта организация, любая — занимается ли она проблемами Украины, актуальны ли национальные интересы в этой религиозной организации? Если вы увидите духовное управление или религиозную организацию, которая будет говорить, что занимается исключительно Царством Божьим, исключительно молятся и их не интересуют все те национальные потребности, которые беспокоят Украину — можете быть уверены, что к ним необходимо относиться внимательнее. <...>
— После того, как почти все медресе в Крыму были закрыты, остались такие, знаете, образцово-показательные — чтобы продемонстрировать, что Россия не давит на мусульман Крыма. Оставили там несколько медресе, которые абсолютно мощно контролируются ФСБ, и сейчас в Украине практически негде получать религиозное образование, и единственный выход — религиозное образование за рубежом. Самая интересной и перспективной страной для нас является Турция. Именно в турецких учебных заведениях на богословских факультетах сейчас несколько студентов получают высшее религиозное образование. Я их даже знаю, они вскоре завершат обучение и вернутся в Украину. Думаю, это больше всего подходит для Украины на данном этапе — образование в Турции, — но нам нужно в Украине открывать что-то свое.