Шейх Саид Исмагилов: «Отчаиваются в милости Аллаха только неверующие. Украина устоит!»
Собеседником известного украинского журналиста Романа Цимбалюка в его еженедельном блоге «Диалоги с Донбассом: выводы» был муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов.
Духовный лидер украинских мусульман рассказал о том, что история ислама в Украине насчитывает более тысячи лет, говорил и о дне сегодняшнем: о мусульманах на Евромайданах, участии последователей ислама в Революции Достоинства, о молитвенных марафонах в 2014-м на площадях уже захваченных террористами городов Донбасса и потом, в подполье. Шейх Саид поделился и личной историей своего переселения: ему довелось вместе с семьей покинуть родной Донецк после известия о внесении его в «расстрельный список». Рассказывал Саид Исмагилов и о борьбе мусульманской общины против оккупации, о воинах-мусульманах, защищающих Украину на фронте, об имамах-капелланах, оказывающих поддержку в ВСУ не только единоверцам, но и их товарищам по службе — последователям других вероучений.
Шла речь и о попытках очернения мусульман Украины, в том числе и со стороны страны-агрессора, в частности о воевавших на стороне России «кадыровцах» и о многом другом.
Среди вопросов Романа Цимбалюка был и такой: что важнее для мусульманина — вера или подданство, гражданство?
«Для мусульман, как верующих людей, вера конечно важнее, но любовь к своей стране, своему народу, к счастливому будущему не просто не просто не противоречит вере, а является производным веры. Если ты веришь в Бога, если ты веришь в высокие моральные ценности, ты должен желать благополучия и своей стране, и своему народу, своим соседям, своему городу, всем своим близким, своим друзьям и вообще всем людям! Поэтому у нас в исламе любовь к Родине — это как продолжение своей религиозной веры, — отметил шейх Саид. — Пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) очень любил свой город, он был мекканцем. Он родился в столице язычества, можно сказать. На тот момент Мекка была самым большим языческим центром в мире: вокруг первой мечети на земле, Каабы, язычники поставили более 360 идолов и во время хаджа раз в году собирались в Мекку поклоняться не Богу, а поклоняться своим идолам. И вот как раз туда, в эти реалии, был отправлен посланник и последний пророк, посланник Божий. И он своему народу, своим соплеменникам проповедовал веру в единого Бога, проповедовал ислам. Небольшое количество уверовало, а основная масса крайне враждебно восприняла его религиозную проповедь, и фактически его изгнали. Он был вынужден уехать со своими уверовавшими сподвижниками из Мекки, переселился в Медину — это город на севере Аравийского полуострова. Там он фактически и нашел основную массу последователей, основал город-государство. Менее чем через десять лет, он триумфально возвращается в Мекку, и все его соплеменники принимают ислам. Но пока он был в изгнании в Медине, он очень часто вспоминал о родном городе, очень тепло вспоминал о своей родине. Поэтому этот его пример [говорит о том], что даже если твой народ тебя не понимает и не принимает, ты все равно должен желать им лучшего и делать то, что в будущем принесет им благо».
Муфтий снова и снова подчеркивал, что у мусульман любовь к своей родине и к своему народу является продолжением веры:
«Если ты веришь в Бога, то принеси эту веру в Бога и все моральные ценности остальным людям. Почему обо мне иногда создается впечатление, что я занимаюсь не столько религиозными вопросами, сколько вопросами общественными? Дело в том, что ислам — это общественная религия. Ислам не призывает людей закрываться в мечетях и там сидеть, и быть праведными, быть там хорошими. Все благое нужно нести вовне, нести обществу. Нужно учить общество моральности, человечности, любви, щедрости, взаимопомощи… Ислам — это социальная религия, которая призвана идти в общество и поэтому без активной общественной позиции — ну вообще никак не получается! Да это и обязанность муфтия — заниматься не только реализацией, отправлением религиозного культа, но и непосредственно работать с обществом. И когда наша страна находится перед огромными вызовами, просто сидеть в мечети и говорить, я тут из царства Божьего и тут вот молюсь — это не позиция верующего. Позиция верующего — это идти, говорить слова правды и поступать по этой правде и справедливости».
Отвечая на вопрос Романа Цимбалюка, как не потерять оптимизм в условиях нависшей угрозы, муфтий ДУМУ «Умма» говорит:
«Терять оптимизм вообще никогда нельзя. И в Коране сказано, что отчаиваются в милости Аллаха только неверующие. То есть в Божьей милости и в Божьей поддержке отчаиваться нельзя. Должны быть всегда надежда и позитив. У нас, у мусульман, говорят: „Ничего не потеряно, пока человек жив“. Поэтому я абсолютно уверен, что Украина устоит — и не просто устоит: мы будем той костью, которой подавятся российские имперские амбиции».
Полностью видеозапись беседы доступна на YouTube-канале Романа Цимбалюка по ссылке.