Мусульмане Украины
Украина интересна тем, что это европейское государство, где подавляющее большинство мусульман являются местным, коренным населением, а доля мусульман-иммигрантов весьма незначительна.
Большинство мусульман Украины составляют крымские татары. Именно из Крыма и начиналась история Ислама и мусульман в 1223 году — впрочем, первые мусульмане появились в Причерноморье еще в VII ст. — не только на полуострове, в азовской и черноморской степи, но и мусульман запада Украины, Польши, Литвы, Беларуси. Именно Крым был мощным источником исламской религии в этой части Европы, поэтому действительно нельзя говорить о Крыме, не вспоминая о религиозной ситуации. Если сравнивать все регионы Украины, то больше всего мусульман сегодня на оккупированном полуострове.
Вторая по величине этническая группа — казанские (волжские) татары, живущие на Донбассе более века, и Украина является единственной страной, с ней они себя связывают.
В 1944 году крымских татар, а также мусульман Западной и Южной Украины большевики депортировали в Сибирь и Центральную Азию, провозгласив, что «ислама в УССР нет». Татары Донбасса и мусульмане, приезжавшие из союзных республик, были вынуждены практиковать свою религию подпольно. Впрочем, как другие религиозные общины. Именно поэтому, хотя Ислам имеет тысячелетнюю историю в Украине, рядовые украинцы знают о мусульманах совсем немного, а некоторые вообще считают, что украинские мусульмане — это преимущественно иммигранты.
В украинской умме есть немало этнических украинцев и русских, пришедших к Исламу в зрелом возрасте или родившихся в мусульманских семьях. Некоторую часть составляют выходцы из бывших советских республик, в свое время прибывшие в Украину на учебу, службу в армии, «по распределению» и пустившие здесь корни. Есть и выходцы из арабских, африканских стран и из Юго-Восточной Азии, поселившиеся в Украине уже в период независимости. В эти же годы в Украину продолжали прибывать и мусульмане из бывших союзных республик — в основном к родственникам или для работы в международных компаниях.
Украинский феномен заключается в том, что сегодня две трети мусульман Украины живут на неподконтрольных территориях. По оценке муфтия Саида Исмагилова, в Украине около 1 млн мусульман и по меньшей мере 700 тысяч из них — на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Соответственно и больше всего мусульманских институций — учебных заведений, мечетей, общин — именно в Крыму и на Донбассе.
В суннитском Исламе, который доминирует в Украине, исторически не сформировалась административная система, подобная католической или православной церквам, следовательно, вполне естественно, что украинские мусульмане группируются вокруг множества религиозных центров.
Уже в 1990-х годах, после репатриации крымских татар, было основано ДУМ Крыма (1991). Позже появились другие структуры, в том числе Духовное управление мусульман Украины с центром в Киеве (1992) и Духовный центр мусульман Украины с центром в Донецке (1994).
В 1997 году была основана Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид». В 2007 году в Киеве представители татарской общины зарегистрировали организацию под названием «Киевский муфтият», а в 2008 году в Киеве создано Духовное управление мусульман Украины «Умма».
С 2000-х годов в Крыму и других частях Украины появились автономные мусульманские объединения, связанные, в частности, с деятельностью «Исламской партии освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислями), социально активным мусульманским традиционализмом (салафия) и шиизмом (центр «Бейт аз-Захра» в Луганске). Также есть определенное количество независимых религиозных общин умеренных суннитов, деятельность которых ограничена собственным населенным пунктом.
Таким образом, большинство перечисленных объединений, часть из которых в 2009 году образовала Совет духовных управлений и центров мусульман Украины, ориентируется на классическую для постимперского пространства организационную форму. Впрочем, в современных условиях демократического или хотя бы близкого к демократическому развитию религиозной среды само понятие «духовное управление» имеет немало институционально новых элементов и лишь частично повторяет исторически унаследованную структуру. Нельзя не отметить и того, что все крупнейшие мусульманские объединения Украины, как и автономные общины, кроме, естественно, шиитов, относятся к суннизму, поэтому институциональные различия, кажется, не приводят к доктринальным спорам. На самом деле каждая религиозная организация сама выбирает приоритетные направления деятельности (строительство мечетей, социальная работа, развитие образования), привлекает спонсорские средства, организует связь с зарубежными единоверцами. Религиозно-правовая практика суннитского Ислама в принципе исключает наличие духовенства или кого-то, подобного христианскому папе, патриарху. Множественность мусульманских общин в условиях светского государства — вполне естественное явление.
ДУМ Крыма (Qırım Musulmanları Diniy İdaresi) с 2016 года переживает период «двойственности». Дело в том, что на момент оккупации Крыма Россией муфтием был Эмирали Аблаев, перешедший на сторону оккупантов и продолжающий занимать эту должность в новосозданной централизованной религиозной организации — Духовном управлении мусульман республики Крым (ЦРО ДУМК). В свою очередь, 19 ноября 2016 года ДУМ Крыма после двухлетнего перерыва продолжило свою деятельность на территории Украины во главе с новым муфтием — Айдером Рустемов.
Также в 2014 году после начала российской оккупации вынужденные переселенцы-мусульмане зарегистрировали Ассоциацию мусульман Украины (АМУ).
5 декабря 2016 года большинство мусульманских объединений подписали «Хартию мусульман Украины» — документ, декларирующий принципы, по которым мусульманские организации будут строить отношения между собой, и отношение украинских мусульманских общин к украинскому государству, законам, языку, культуре и другим социально важным вопросам.
11 декабря 2017 года 37 мусульманских организаций и объединений подписали «Социальную концепцию мусульман Украины», ставшую своего рода продолжением «Хартии мусульман Украины» и подробно объясняющую позицию украинских мусульманских организаций в социальных вопросах (Ислам и медицина, Ислам и торговля, Ислам и образование и пр.), которые беспокоят верующих и требуют объяснения.