Мусульмане Крыма сохраняют свою идентичность несмотря на притеснения оккупационных властей
7 мая, во второй день Рамадана, в культурно-художественном центре «Крымский Дом» (Киев) состоялось заседание круглого стола «Северное Причерноморье и Крым в российском имперском дискурсе: колонизация, аннексия, символическая „приватизация“, инструментализация имперских образов прошлого к и после аннексии 2014 года». Мероприятие было организовано Украинским институтом национальной памяти и «Крымским Домом» при содействии Меджлиса крымскотатарского народа.
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов также принял участие в круглом столе, присоединившись к другим экспертам — политикам, историкам, политологам и социальным психологам. На повестке дня — имперская политика России как в историческом разрезе, так и нынешняя, на оккупированных территориях Украины.
Шейх Саид поздравил единоверцев с началом Рамадана и напомнил присутствующим, что Россия всегда боролась с Исламом и мусульманами. Имперская идеология построена на православии — и именно на этом фундаменте стоит миф о «Москве — Третьем Риме» и вообще мифология «русского мира», мифология «народа-богоносца» и другие идеологемы, на которые Россия опирается и сегодня.
Муфтий напомнил, что в РФ сегодня от 20 до 23 миллионов человек являются мусульманами. На первый взгляд, их не так легко игнорировать, однако начатая еще в XV ст. политика уничтожения мусульманских народов, принудительной ассимиляции, насильственного крещения, а затем и введение института подконтрольных правительству религиозных деятелей дает о себе знать: очень много обычных мусульман просто боятся проявлять свою вовлеченность в религиозную жизнь, хотя в последнее время все больше людей, особенно молодежь, предпочитает исповедовать свою религию открыто, не извиняясь за свою инаковость.
Что касается Крыма, то здесь долгое время сохранялась собственная государственность, здесь существовал мощный центр исламской теологической мысли. Полуостров был форпостом Ислама в Европе вплоть до завоевания Российской империей в конце XIX века, в 1873 году. Именно поэтому крымские татары для Москвы являются большей проблемой, чем поволжские татары, поскольку у них есть прочная этническая и религиозная идентичность. Этим и объясняется столь сильное давление именно на крымских татар на оккупированном полуострове.
Впрочем, шейх Саид не теряет оптимизма:
— Мусульмане — очень жизнеспособное сообщество. Мы можем даже в очень неблагоприятных условиях сохранять свою религиозную идентичность и, опираясь на нее, сохранять национальную и культурную идентичность. Это мой взгляд как религиозного деятеля. Я считаю, что именно благодаря Исламу мусульманам удается уже много веков под гнетом, в условиях исламофобии сохранять себя — не только, например, в Крыму, но и в самой России. Все-таки очень большие мусульманские сообщества [существуют] и в Татарстане, и в Башкортостане, и в других регионах, несмотря на нетерпимость к мусульманам.