Экологические догмы Ислама представлены на XIII Экуменической неделе «Услышать крик Земли: интегральная экология в действии»
9 октября в рамках XIII Экуменической социальной недели «Услышать крик Земли: интегральная экология в действии», которую проводят Институт экуменических студий Украинского католического университета, Ассоциация выпускников УКУ в партнерстве с Фондом Конрада Аденауэра в Украине, состоялся межрелигиозный круглый стол «Человек — сотворец мира: взгляд авраамических религий». К обсуждению в качестве спикера присоединился муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов. Полная видеозапись круглого стола доступен по ссылке.
Прежде всего муфтий отметил, что формулировка в названии круглого стола не совсем корректна с точки зрения Ислама:
— Что касается непосредственно названия сегодняшнего круглого стола — «Человек — сотворец мира: взгляд авраамических религий», — то хочу честно сказать, что в Исламе не используется термин, что человек является сотворцом мира, и считается, что мир сотворил Господь, а мы только пользователи. Вообще Коран рассказывает о том, что человек является халифом на Земле. Халиф — это наместник, то есть тот, кому доверено [что-либо] в пользование, и он от имени господина пользуется тем, что предоставил ему господин. Поэтому человек как халиф, то есть наместник Бога на Земле, должен быть как настоящий хороший работник, который использует все, что предоставил ему Господь — истинный обладатель всего, что есть на Земле — так, чтобы Господь был доволен.
Шейх Саид подчеркнул, что оценка нашего наместничества на земле будет проводиться по результатам нашего хозяйствования. Он пояснил, что в Исламе есть понятие «удела», который Бог дает каждому человеку — рызк, и что к нему относятся не только какие-то блага, по человеческим меркам, а любые блага, которые мы потребляем и с которых получаем пользу и выгоду: чистый воздух, питьевая вода, еда, одежда, дом и тому подобное. Человек должен быть благодарен за эти блага и должен рационально их использовать. Он напомнил известный хадис о том, что нельзя бездумно тратить ресурсы, даже если их вдоволь — и даже религиозная ревность не станет оправданием такого расточительства:
— Однажды пророк Мухаммад (мир ему и благословение) делал омовение в определенном водоеме перед молитвой, и один из сподвижников, сопровождавших его, использовал слишком много воды, черпая из этого водоема. И пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сделал ему замечание. Дескать, ты много используешь воды, а тот сподвижник сказал, что здесь очень много воды, целая река — что ей станется? И посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ты должен быть очень экономным, даже если делаешь омовение в море». То есть здесь вопрос сознания: если человек использует ресурсы, не сохраняя, не желая нести ответственность, она привыкнет к расточительству и будет использовать больше, чем ему нужно — это грех и это запрещено в Исламе.
Муфтий также подкрепил свое мнение, процитировав Священный Коран: «Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые (или с могучими деревьями), фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине» (80:24-31); «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок…» (7:56).
— Господь говорит, что земля создана наилучшей: она гармонична, она саморегулируется, она восстанавливает свои ресурсы. И человеку категорически запрещено распространять нечестие на земле. Что же имеется в виду под «распространением нечестия»? Имеются в виду не только моральные качества, не только какие-то аморальные поступки, которые характеризуются как греховные, как бесчестные, но и любой беспорядок, любая грязь, любое уничтожение всего, что создал для нас Господь, и мы должны использовать это осторожно, [но не делаем этого]. Это все — «распространять нечестие на земле». Таким образом, мы встречаем в Священном Коране то, что, во-первых, все, что мы имеем — это дано нам Всевышним Господом для нашего блага. Мы должны осторожно это использовать. С другой стороны, в Священном Коране мы встречаем запрет на то, чтобы человек загрязнял, разрушал, глупо потребляла все то, что дал нам Господь, ибо это нечестие — если земля, природа были созданы наилучшим образом, и человек также является лучшим творением Господа, и человеку, в отличие от других созданий, дан разум. Поэтому человек понимает. Человек — творческое существо и человек будет отвечать перед Господом за свою прожитую жизнь, в том числе человек будет отвечать за то, как он использовал те ресурсы.
Шейх Саид напомнил о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел последователям: если держишь в руках саженец — посади его, даже если бы начался Судный день. То есть мир, наверное, вот-вот разрушится, и тот саженец не успеет вырасти. Муфтий привел пример сподвижника Абу Дарды, который сажал дерево, когда у него остановился Пророк (мир ему и благословение) и захотел проверить, правильно ли тот понял причины этого повеления. Посланник (мир ему и благословение) спросил, зачем человек на склоне лет это делает, и услышал: «О посланец Аллаха! Мне все равно, что я не увижу тех плодов и я их не съем. Для меня самое главное, что Всевышний Господь будет доволен мной за этот мой хороший поступок — и пусть другие люди вкушают плоды с этого дерева».
— Так и мы должны действовать в нашей жизни: даже если мы не успеем увидеть последствий наших поступков по защите окружающей среды, то наши дети, наши внуки, все люди, которые будут жить после нас — пусть они этим пользуются.
Муфтий с грустью отметил, что изобилие ресурсов развращает. Ведь никогда мусульмане не выполняли повеления быть бережливыми так ревностно, как в то время, когда жили в основном в пустыне, и у них не было ни технологий, ни мощного импорта продуктов. А теперь, в условиях большого достатка, люди стали вести себя так, словно ресурсы планеты бесконечны. Он привел пример мусульманских стран, занимающих далеко не последние места в рейтинге самых загрязненных, но в то же время привел примеры внедрения экологических инициатив, направленных на изменение этой ситуации и приведение жизни мусульман в большее соответствие с экологическим императивом Ислама.