Презентации «Форума издателей» в карантинном онлайн-формате

Сообщение об ошибке

User warning: The following module is missing from the file system: standard. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1156 of /home/fx341015/umma.in.ua/www/includes/bootstrap.inc).
22.09.2020

3

Муфтий Саид Исмагилов вместе с религиоведом, востоковедом и переводчиком Михаилом Якубовичем принял участие в «Форуме издателей». Основной темой обсуждения с модератором Екатериной Калитко стала книга Михаила Якубовича «Іслам у східній Європі: традиція поміркованості» («Ислам в Восточной Европе: традиция умеренности»), представленная на форуме — шейх Саид написал к ней предисловие. Ввиду карантина, презентации в этом году проходят в онлайн-формате.

Речь шла об истории и современном состоянии Ислама в указанном регионе, о перспективах восточноевропейских мусульманских общин и о том, что мировоззренческие основы Ислама присутствуют в украинской культуре, хотя до сих пор неочевидны для многих: увидеть влияние Ислама мешают инерция и стереотипы. Говорили и об умеренности — один из основных принципов в Исламе.

Саид Исмагилов рассказал о кораническом термине аль-васатыйя («умеренность»): это качество присуще Исламу, и на нем должна базироваться жизни общин и каждого мусульманина. Заложенный в исламском вероучении принцип умеренности, «золотой середины» является своеобразной «вакциной» от очарования радикальными взглядами и группировками.

Мусульмане Украины практиковали принцип умеренности издавна, еще со времен Крымского ханства — мусульманского государства, существовавшего на юге современной Украины. Это показательный пример того, как в пределах одного мусульманского государства добрососедство выражалось не только через храмы разных религий, нередко стоявшие рядом, но через равноправное участие последователей разной веры в общественной жизни. Такое соседство выглядело добрым не только в глазах мусульман, но и, скажем, христиан — это видно из нежелания последних переселяться в Приазовье после завоевания Крыма Россией. Крымские христиане всячески противились фактической депортации, устроенной по приказу Екатерины II, ведь среди мусульман в Крыму им жилось хорошо, а чего ждать от единоверцев в Приазовье, они не знали.