«Украинская идея с мусульманской точки зрения»: муфтий — гость эфира телеканала «Галичина TV»

23.10.2020

11

Муфтий Саид Исмагилов стал виртуальным гостем студии регионального телеканала «Галичина TV» (через видеосвязь). На эфире, тема которого звучала как «Украинская идея с мусульманской точки зрения», говорили о восприятии мусульман на Ивано-Франковщине, восприятии Украины в мусульманских странах, особенностях общения с российскими единоверцами, о карпатской вышиванке на встрече с королем Саудовской Аравии, межрелигиозном диалоге в Украине и деятельности Всеукраинского совета религиозных организаций. Полная видеозапись передачи доступна по ссылке.

«У меня пять вышиванок из разных регионов Украины»

Отвечая на вопрос, часто ли он посещает Западную Украину, в том числе Франковщину, и сталкивался ли он с предвзятым отношением из-за его веры, шейх Саид отметил, что в этой области нет официально зарегистрированных религиозных общин, и он приезжает в нее в основном с туристической целью. Он знает разве что о студентах-мусульманах, обучающихся в вузах области.

Саид Исмагилов подчеркнул дружелюбное отношение местных жителей: владельцы апартаментов и баз отдыха всегда с пониманием относились к обустройству мусульманами места для молитвы и к обусловленным религией особенностям питания. Он также отметил интерес, который выражают немусульмане к последователям Ислама, и что он никогда не упускает случая рассказать об украинцах-мусульманах:

— Они спрашивают, кто мы, мусульмане, такие? Какие у нас традиции, почему мы не употребляем водки и свинины, почему у нас женщины ходят в платках? И эта заинтересованность — она ​​всегда приятна, потому что можно людям рассказать о тех украинцах, которые живут рядом. Мы все — граждане Украины. Большинство мусульман живут на Востоке и на Юге Украины, западные регионы — это регионы, где преимущественно различные христианские церкви — православные, греко-католические, католические церкви, — и поэтому уровень осведомленности в отношении мусульман невелик. И когда людям интересно, то для того, чтобы было понимание, для того, чтобы было уважение между всеми частями Украины, между всеми гражданами Украины, мы охотно общаемся и рассказываем о себе. Пытаемся подчеркнуть свое уважение к украинской культуре, к украинскому языку, к христианским традициям, которые есть в быту. Я сам исключительно с уважением отношусь к тем культурным традициям, которые сохраняются в вашем регионе. Я даже себе приобрел вышиванку в Верховине, на местном рынке, и всегда ее надеваю, потому что именно карпатские вышиванки — они уникальны, они отличаются и по стилю, и по цвету от вышиванок из других регионов Украины.

Вспомнив о вышиванке, шейх Саид отметил, что их у него целых пять, и что заказал специальный наряд муфтия, вышитый мастерицами из Карпат, а также был в нем на официальном приеме у короля Саудовской Аравии:

— У меня есть пять вышиванок из разных регионов Украины. Я очень люблю украинскую традиционную вышитую одежду, потому что она действительно символизирует нашу украинскую культуру, наш менталитет украинский. И знаете, у меня есть праздничный наряд муфтия, который я надеваю на мусульманские праздники — и эта одежда сделана в виде такой долгой вышиванки. Я заказывал, чтобы мастерицы из Карпат вышили эту одежду мусульманского муфтия, эту абайю — и я ее надеваю или на большие мусульманские праздники, когда читаю проповеди, провожу праздничную молитву в мечети, или я в этой вышиванке еду за границу, когда есть встречи на высоком уровне. Например, с королем и наследным принцем Саудовской Аравии я встречался именно в этой вышиванке, которую мне сделали мастерицы из Карпат.

Говоря о реакции иностранных партнеров на такой наряд, муфтий отметил:

— Они сразу обращают внимание и спрашивают, что это за одежда, и я всегда рассказываю, что это — украинская вышиванка, что это — многотысячелетнее искусство, которое вручную творится украинскими мастерицами. И мы, когда на международных встречах представляем Украину, с уважением и любовью к своей родине, к Украине, одеваемся в эту одежду, таким образом представляя Украину в мусульманском мире.

«Об Украине в мусульманском мире знают немного. Больше о нас знает соседняя Турция»

Ведущая поинтересовалась у шейха Саида, как видят Украину и мусульман Украины иностранцы: повлияла ли на них массовая и многоязычная российская пропаганда?

— Об Украине в мусульманском мире знают немного. Больше об Украине знает ближайшая мусульманская страна — Турция. Вот в Турции об Украине знают многие, знают о наших проблемах, знают о положении. Но чем дальше уезжаешь, тем меньше уровень осведомленности. В марте этого года я посещал Индонезию — это государство, находящееся очень далеко, в Юго-Восточной Азии, между Тихим и Индийским океанами. И в ходе встреч мусульмане Индонезии очень много спрашивали об Украине, прежде всего потому, что [там] очень мало информации о положении мусульман Украины, о том, какие у нас нужды и вообще, чем живет наша страна. И, конечно, я использую все эти международные площадки, все встречи с высокопоставленными религиозными и национальными деятелями в каждой стране, чтобы рассказывать правду об Украине: о нашей культуре, о нашей истории, о том, что нас постигло; какие у нас проблемы, и как их пытаемся преодолеть. Это, знаете, такая культурная дипломатия — не официальная, не государственная дипломатия, а дипломатия «от человека к человеку». И на нашем уровне, на уровне мусульман Украины, она очень помогает [иностранцам] понять Украину. Люди после общения со мной как с муфтием говорят: «Мы понимаем проблемы Украины, мы понимаем, почему украинцы так болезненно переживают оккупацию Крыма и Донбасса, мы понимаем, почему украинцы так пытаются сохранить свой язык, культуру, свою независимость — национальную, государственную независимость, свою культурную идентичность. Потому что есть контрпропаганда: российская сторона всегда демонстрирует, что Украина — это якобы часть России. Хочу заметить, мы при любой возможности рассказываем, что мы совсем — совсем! — отдельная, уникальная страна, со своей отдельной культурой, языком, многотысячелетней традицией. И что в Украине также живут мусульмане.

«Мне проще общаться с украинцами другого вероисповедания, чем с единоверцами из РФ, ведь у нас одна страна на всех, и нам одинаково небезразлично ее будущее»

— Я вам честно хочу сказать, что мне гораздо легче общаться с любыми украинцами, чем даже с единоверцами из России, потому что мусульмане России находятся в тех тисках российской информационной пропаганды. Мусульмане России смотрят те же российские телеканалы, читают те же российские газеты, журналы и сайты. Они находятся под влиянием и под давлением той откровенно враждебной пропаганды, которую Россия направляет против Украины. И даже добрые, хорошие люди — они пребывают в заблуждении, они действительно думают, что украинцы проявляют какое-то неуважение или насилие к русскоязычным согражданам. Они действительно думают, что у нас тут какие-то радикальные организации пытают людей. Когда я их уверяю, что это абсолютная неправда, они даже мне не верят. <...> А когда я общаюсь с украинцами — представителями православной общины, греко-католической общины, римско-католической общины — нам всегда есть о чем поговорить: у нас одна страна на всех, у всех болит душа за наше будущее, за наше благополучие, за сохранение наших традиций, нашей идентичности, нашего языка. Мы всегда можем найти точки соприкосновения, понимание и уважения друг к другу. Поэтому, как это ни парадоксально выглядит, с любым украинцем любых религиозных убеждений мне гораздо легче общаться, чем даже с единоверцами из России.

«Все отношения и контакты тщательно отслеживаются оккупационными властями»

— Нашим мусульманам на оккупированных территориях очень опасно. Поддерживать контакты и отношения с ними — очень опасно для них. Все отношения и контакты тщательно отслеживаются оккупационными властями. Конечно, когда нарушаются какие-то права и свободы, когда человека сажают в тюрьму, когда происходят репрессии — нас об этом информируют. С помощью современных электронных средств связи нам сообщают, где прошли обыски, какую мечеть или учебное заведение закрыли. И мы собираем эту информацию, чтобы преступники, нарушающие права и свободы верующих, не избежали наказания. Обо всех этих преступлениях, обо всех нарушениях мы знаем — мы тщательно записываем и представляем [эту информацию] в правозащитные организации и государственные учреждения Украины.