«Если ты защищаешься — ты на праведном пути» — Саид Исмагилов

20.01.2022

59

ОО «Українська народна рада Донеччини та Луганщини» совместно с Фондом Ганса Зайделя в Украине решили создать микрофильмы с участием внутренне перемещенных лиц на тему «Разные пути, общая судьба». Проект призван инициировать публичную дискуссию о путях интеграции внутренне перемещенных лиц — как люди разного возраста и опыта могут влиять на местные общины и осуществлять собственную общественную, экспертную и деловую активность, — а также рассказывает о непростых судьбах переселенцев, оказавшихся в разных уголках Украины и имеющих опыт успешной самореализации.

Один из таких микрофильмов появился на YouTube-канале известной журналистки Татьяны Заровной. Его главным героем стал шейх Саид Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», ученый-религиовед, кандидат наук, преподаватель философии и теологии. 

«Мусульмане живут для того, чтобы Всевышний Аллах был ими доволен, — говорит шейх Саид. — А чтобы Господь был нами доволен, мы должны постоянно делать положительные, хорошие вещи. Вся жизнь человека должна быть направлена ​​на то, чтобы совершенствовать и улучшать окружающий мир — людей, природу, — заботиться о семье, о детях, проповедовать определенные духовные ценности, в том числе и национальные духовные ценности. Это, знаете ли, такой позитив и конструктив, который должен нести в мир верующий человек».

Как говорит муфтий, каждое утро, когда он просыпается, у него есть определенный объем работы, за которую он отвечает и как муфтий мусульман Украины, и как гражданин Украины, и как отец, и как муж: 

«Дело в том, что в сочетании с людьми, которые разделяют мои взгляды, мы решили, что нужно направить мусульман Украины к позитиву и конструктиву. Большинство мусульманской общины Украины — это именно мусульмане, местные. Это коренное население. Они могут быть татарами, крымскими татарами, это могут быть украинцы, ставшие мусульманами по своему духовному выбору, и у нас нет никакой другой родины. И, соответственно, у нас есть родство с землей, со страной, с народом, и нам нужно направить мусульман в русло общей национальной идентичности. Когда мы говорим сейчас: „Что такое украинец?“ — мы должны понимать, что украинец — это не только национальное происхождение. Украинец — это должна быть гражданская идентичность. Будь то татарин, еврей, молдаванин, белорус — если он гражданин Украины, он должен понимать украинский язык, уважать культуру, обычаи, традиции, национальные интересы, территориальную целостность и все остальное, что является признаком нашей государственности и нашего единства».

Как говорит муфтий, сначала отпор России дали не профессиональные военные, а преимущественно добровольческие батальоны, первыми принявшие удар на себя, а потом уже все ушедшие на фронт добровольцы вошли в состав Вооруженных сил: 

«И фактически Вооруженные силы возродились благодаря желающим защищать Украину. Таким образом, у нас, если нужно что-то сделать, то там, где государство не в состоянии, фактически это делают сами украинцы, самые простые люди. И хорошо понимая это, я как лидер мусульман Украины решил, что мы можем задать определенный вектор, направление движения. И нужно доносить до украинцев, что мусульмане — это свои, это нормально, это — братья, это не враги, это — часть нашей страны. А с другой стороны, нужно работать с самими мусульманами, приучая их к тому, что мы — часть украинского общества, проповедуя это, объясняя, начиная с детей, в средствах массовой информации, участвуя в общественно важных событиях нашей страны. И, к счастью, есть люди, которые понимают это — приобщение к национальным потребностям стало массовым со стороны мусульман Украины. Таким образом, нам удалось задать движение единства, когда мусульманское сообщество Украины в основном стало чувствовать себя украинцами, встало на защиту Украины и продолжает защищать наши национальные интересы. Но если бы мы не дали эту идею массам мусульман, я не знаю, как бы все развивалось». 

Как отметил муфтий, понятно, что среди мусульман Украины существуют разные взгляды, поэтому ему приходилось слышать и критику:

«Я получал эту критику и я к этой критике уже привык. Я говорю: „Если не хотите ничего делать – ну, не делайте, мы сами, без вас нормально и хорошенько справимся“. Нам удалось сделать феноменальную вещь на самом деле в Украине, которая является недооцененной. Почти во всех странах Европы существует мощный конфликт и напряжение между правыми силами и мусульманами, поскольку в большинстве стран Европы „правыми“, то есть националистами, мусульмане считаются почти врагами, людьми, внедряющими иную идентичность в этих странах. И только в Украине мусульмане не просто не враги, но союзники с правыми силами, потому что все мы защищаем Украину и ее национальные интересы — это определенный феномен и это то, что очень раздражает Россию».

Первый мусульманин погиб на войне в мае 2014 года, он воевал в составе батальона «Айдар», вспоминает шейх Саид: 

«Его звали Умар, по фамилии Нетруненко. Он был нашим прихожанином из Луганской соборной мечети. И тогда я подумал, что должны быть какие-то ответственные лица, которые будут заниматься непосредственно мусульманами [, защищающими страну на фронте]. А потом была Иловайская трагедия, Иловайский котел, была битва за Дебальцево, и там тоже мусульмане были и среди раненых, и среди погибших… И так возникла идея создания военного капелланства мусульманского, [имамов-капелланов] именно как религиозных деятелей, которые будут заботиться о военных. Я выступил с этим предложением, нашел понимание среди имамов, и мы с тех пор и по сей день работаем как волонтеры имамами-капелланами. Особенность нашей капелланской деятельности состоит в том, что мы посещаем воинов на линии фронта, мы молимся, мы разговариваем, читаем священный Коран… Там было много интересных случаев. С начала войны [мы] в качестве волонтеров привозили им лекарства, одежду. Мне даже пришлось мусульманскую пару женить в Авдеевке: эти люди, которые были на фронте, решили, что им лучше пожениться, пока они живы. Приходилось и хоронить, и посещать в госпиталях. На всей линии фронта работают наши военные имамы-капелланы. И мы сформулировали совместно с представителями христианских церквей нашу миссию: „Наша миссия быть рядом". 

Что мы говорим солдатам на войне? Мы говорим, что мы находимся на верном пути. К пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) пришел человек и сказал: „О посланник Аллаха, что мне делать, если какой-то человек хочет отнять у меня то, что мне принадлежит?“  Пророк (мир ему и благословение) сказал: „Не отдавай ему то, что принадлежит тебе“. А человек спрашивает: „А если он захочет забрать это силой?" И пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: „Тогда сопротивляйся и защищайся“. — А если он придет с оружием? — Тогда и ты бери оружие и защищайся! — А если он убьет меня? — Тогда ты попадешь в рай. — А если я убью его? — Тогда он попадет в ад. 

Это достоверный хадис, то есть высказывание пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В нем пророк ясно сказал, что если кто-то приходит в качестве захватчика, чтобы забрать то, что принадлежит вам, то не отдавайте, защищайтесь — защищайтесь оружием. И если захватчик погибнет, то он попадает в ад, потому что он нарушает все Божьи и человеческие наставления, потому что приходит захватить то, что ему не принадлежит. Если ты, защищаясь, погибаешь — ты попадаешь в рай, потому что ты был на праведном пути: ты защищал жизнь, имущество, достоинство, свою страну, своих детей от насилия, от оккупанта. Ты совершал правильные действия, ты устанавливал справедливость и мир». 

Как рассказал шейх Саид, в 2014 году он обращался к единоверцам, и это обращение широко растиражировано российскими средствами массовой информации. Он призвал российских последователей ислама не ехать воевать против Украины, потому что они становятся захватчиками, и если мы, защищаясь, их убьем — им следует понимать, что они попадут в ад, и что участие в агрессии, в захватнической войне не является благочестивым поступком богобоязненного человека.

«Конечно, была волна и критики, и оправданий со стороны российских религиозных деятелей, одобряющих политику Путина и всю эту захватническую экспансионистскую российскую политику. Они пытаются все это как-то оправдать своими интересами, защитой от НАТО, от Соединенных Штатов…» 

Больше — в видео по ссылке.