Мусульмане в Донбассе. Интервью с муфтием Саидом Исмагиловым

551

Саид Исмагилов – муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» – согласился рассказать интернет изданию «Остров» о том, как мусульмане Донбасса уживаются с христианским населением, с какими трудностями сталкиваются, и финансирует ли их Ринат Ахметов.   - Расскажите, сколько мусульман живет в Донбассе на сегодняшний день? В каких городах наиболее крупные общины? Сколько построено мечетей?   - В Украине есть два территориальных образования, где проживает наибольшее количество мусульман. Это Крым и Донбасс. Наибольшее количество мечетей, конечно же, находится в Крыму, где мусульмане составляют около трети населения. Донбасс идет на втором месте. Практически во всех крупных городах Донецкой и Луганской областей либо функционируют полноценные мечети, либо вместо них временно используются помещения, приспособленные для выполнения религиозных обрядов. Самые крупные мечети находятся в Донецке, Мариуполе, Константиновке и Луганске. В Луганской области вообще очень высокая самоорганизация мусульман. Там мечети есть почти в каждом городе, где есть община, насчитывающая хотя бы 50-60 человек. Подсчитать точное количество верующих и мечетей довольно сложно. Проблема в том, что мусульмане в Украине, как и православные, разделены на несколько организаций. Только если у православных это церкви – УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ – то у мусульман это духовные управления. Поскольку каждое управление действует независимо от других, то мы можем знать статистику по нашему управлению, но не знаем ее по другим.   В целом по мусульманам для Украины эксперты называют цифры от 800 тыс. до 2 млн. Я думаю, ни та, ни другая цифра не соответствует действительности. Определенные мусульманские религиозные деятели специально завышают цифры верующих, чтобы показать свою значимость, в то же время, некоторые эксперты занижают численность мусульман. Мне известно, что только в одном Крыму живет около 600 тысяч мусульман. Поскольку крымские татары продолжают до сих пор возвращаться из депортации, это количество растет. Мигрируют мусульмане и в крупные украинские города. Я думаю, что в целом мы можем говорить о том, что в Украине проживает до полутора миллионов мусульман.   В Донбассе статистики по мусульманам также нет. Я думаю, здесь их проживает от 30 до 70 тыс. Вопрос заключается еще в том, кого считать мусульманином. Как вы знаете, народ в Украине не слишком религиозен, и это в равной степени касается как христиан, так и мусульман. Но в то же время, можно говорить о религиозном, духовном возрождении, которое сейчас происходит. Так мы открываем для себя все новые города, где есть мусульмане. В частности, недавно мы выяснили, что большая община есть в Константиновке Донецкой области. Там же недавно открылась мечеть.   - Каким образом мусульмане попали в наш регион?   В Донбассе мусульмане живут уже не один десяток лет, и вполне могут считаться коренным населением, поскольку были одними из первых поселенцев. В основном – это татары, которые мигрировали сюда из Поволжья и Сибири. Приезжали в основном после революции и после Второй мировой войны, восстанавливали промышленные предприятия, да так и остались тут навсегда. В Донбассе родилось уже несколько поколений этих переселенцев. К примеру, я – донецкий татарин в третьем поколении.   Есть в Донецкой области и село с крымскотатарской общиной – Гранитное. В нем живут крымские татары, которых в советское время не пустили в Крым из депортации.   Продолжается миграция и теперь. Сейчас в Донбасс в основном едут мусульмане с Кавказа и Средней Азии.   - Украинские мусульмане – это прежде всего мигранты или коренное население?   - Ислам для Украины не новое явление. Первые мусульмане жили на территории нашей страны уже в девятом веке. Киевская Русь активно торговала с арабскими странами, и ислам проникал на ее территорию. Известно, что до крещения Руси в Киеве было больше мечетей, чем церквей.   Украина вообще очень пестра в религиозном плане. Здесь издревле жили иудеи, католики, православные, мусульмане. Разумеется, случались частные конфликты на религиозной почве, но в целом мусульмане отнюдь не были их зачинщиками. Войны между католиками и православными случались чаще и были куда кровавее, чем столкновения православных с мусульманами. Как известно, мусульмане часто бок о бок с украинцами сражались в боях против иноземной агрессии.   - Каков национальный состав мусульман Украины и Донетчины?   - Он весьма разнообразен. В Украине основная часть мусульман - крымские татары. Вторые по численности – татары из России. Затем идут представители народов Кавказа, в частности, крупная азербайджанская диаспора. Следом – мигранты из дальнего зарубежья, арабы, но их значительно меньше.   - В чем заключается отличие духовных управлений мусульман Украины? По каким принципам верующие выбирают, к какому управлению принадлежать?   - К сожалению, в силу определенных обстоятельств сложилось так, что мусульмане не имеют в Украине единой организации. Мусульманский мир не столь раздроблен, как христианский, но тоже неоднороден. Из-за амбиций лидеров, возникают все новые организации со своими взглядами на религиозные традиции и богословие.   УММА – молодое управление. Оно было зарегистрировано только в сентябре 2008 года. Образовали его те общины, которые не устраивал ни один из существовавших в Украине на то время мусульманских духовных центров. Огромное значение для мусульман имеет авторитет муфтия, т.е. духовного лидера, и общины, создавшие УММУ, пожелали избрать своего лидера, а не идти за другими. По счастью, украинское законодательство достаточно демократичное, и оно без проблем позволяет регистрировать религиозные объединения. В России, к примеру, с этим куда сложнее…   - Расскажите об Исламской партии Украины. Она как-то защищает ваши интересы?   - Мусульмане очень многого ожидали от этой партии, но она в данный момент фактически прекратила свою деятельность. Когда мусульмане создавали ее, они рассчитывали, что смогут с ее помощью бороться за свои права. Например, добиться права для женщин-мусульман фотографироваться на паспорт в головных уборах. Во многих христианских странах женщинам это разрешено, но в Украине мусульманка вынуждена платить взятку в паспортный стол, чтобы начальник разрешил фото с покрытой головой. Партия нужна была, чтобы решать такие вопросы, но организовать ее работу не удалось, поэтому интересы мусульман Украины, к сожалению, никто не представляет. Правда, у крымских татар есть Меджлис и Мустафа Джамилев, но их деятельность в основном распространена только на Крым.   - Ринат Ахметов помогает мусульманам Украины? Дает деньги на мечети?   - Я слышал, что он делает пожертвования, в том числе финансирует ремонт соборной мечети Донецка, но официальных подтверждений у меня нет. Могу сказать точно, что УММА не получает денег от Ахметова.   - Откуда вы берете деньги на содержание и строительство мечетей?   - Это рядовые пожертвования мусульман Украины и помощь из-за рубежа. Каждый мусульманин нашей страны жертвует сколько может, но эти деньги в основном покрывают расходы на коммунальные услуги. К сожалению, мы живем в небогатой стране и украинские мусульмане небогаты. Строить мечети мы можем лишь благодаря помощи меценатов из арабских стран и Турции. В частности, Мариупольскую мечеть построили на турецкие средства.   - Встречаете ли вы сопротивление со стороны господствующей в области религии? Известно, что в области имели место конфликты между православными киевского и московского патриархатов. А как вы уживаетесь с православными?   - Крупных конфликтов не было. Были небольшие прения при строительстве мечети в Мариуполе – там недалеко от стройплощадки стоял православный храм, и верующие были против мечети, но затем все недоразумения удалось уладить.   В разных городах Украины мы иногда встречаем противодействие со стороны различных религиозных организаций, которые пытаются манипулировать сознанием людей, рассказывают, что мы террористы или экстремисты. К сожалению, такой стереотип действительно существует, но мы работаем над тем, чтобы его побороть. Мусульмане Украины – мирный народ. У нас нет фанатиков и террористов, мы не представляем опасности для людей другой веры, никого не напрягаем. Религиозность наших соотечественников вообще оставляет желать лучшего. Украинские верующие, не зависимо от того, какую религию они исповедуют, в основном приносные. Это значит, что их приносят в храмы два раза в жизни – когда они рождаются и когда умирают. К сожалению, люди больше думают о мирском, чем о духовном.   - А как же конфликты в Крыму? Самозахваты земли?   - Самозахваты – это попытки восстановить историческую справедливость. Когда-то у крымских татар отобрали дома и землю, и теперь они просто хотят вернуть назад то, что им принадлежало. Когда татары вернулись в Крым после депортации, выяснилось, что их имущество принадлежит теперь другим людям. Поэтому не осталось ничего другого, кроме как занимать новые земельные участки. Это самый мирный выход из сложившейся ситуации.   Знаете, крымские татары говорят – мы ни на день не сомневались, что мы вернемся. Старейшины, с которыми я общался, рассказывали, что крымские татары не видят себя народом за пределами Крыма, где бы они не жили, они всегда будут стремиться на землю предков. Когда их выселяли, многие забирали ключи от домов и документы на жилье. Сегодня эти документы у них есть, но они не действительны. Разве это справедливо? Татары имеют право на землю.   - Местная власть Донбасса в основном ходит в церкви, находящиеся под управлением УПЦ МП. Не испытываете ли вы в связи с этим трудности при общении с местными чиновниками и проблемы при получении земельных участков под мечети?   - Нет. Не скажу за всю Украину, но в Донбассе палки в колеса нам не ставят, проблем с землей у нас не было. Это связано с тем, что мы не требуем больших участков, и не берем землю там, где она дорогая. Большинство наших мечетей находится на окраине маленьких городов, где земля стоит дешево. У нас нет потребности, чтобы мечети стояли в центральных районах, поэтому нам всегда идут навстречу.   Проблемы возникали в других городах Украины. Например, в Симферополе, при строительстве соборной мечети мусульманам сначала давали землю, потом отбирали и отменяли решение. Пришлось долго ходить по судам в поисках справедливости.   - Приходит ли к исламу славянское население?   - Практически нет. Это бывает, но такие случаи редки. Вы видите, что мусульмане в Украине никого не агитируют за свою веру, не ходят по улицам, не зовут в мечети. Мы никого не затягиваем насильно. К нам приходят только те, кто сам желает посещать мечети.   Источник «ОстроВ»