02 апреля 2020

395

Тема: 

Возможно ли проведение «онлайн» джума-намаза?

Вопрос: 

Возможно ли проведение джума-намаза и совершение его «онлайн» в условиях карантина?

В последнее время, после того как во многих странах мусульманам запретили собираться на пятничную проповедь и коллективные молитвы с целью защитить людей от коронавируса, распространилось мнение некоторых имамов и ученых о совершении пятничной молитвы в домах через радио или интернет — прямую трансляцию. Доказывая дозволенность совершения пятничной молитвы через интернет (в прямом эфире), они ссылаются на старинную работу шейха Ахмада бин Мухаммада бин ас-Сиддика под названием «Убеждение в правильности пятничной молитвы через радио».

Я не слышал среди современных ученых доводов в пользу правильности пятничной молитвы через интернет (в прямом эфире). Аллах знает лучше. 

Что касается мнения известного шейха и имама Мухаммада аль-Хасана Валяд ад-Дадау, то он имел в виду прослушивание поучительных уроков через радио или интернет, а не совершение пятничной молитвы, поскольку молитва через радио или интернет недействительна.

При изучении упомянутого труда шейха Ас-Сиддика можно обнаружить несоответствие основам фикха, а также его правилам. Сомнителен и неправильно использован кыяс (сравнения по анологии). Его мнение опровергнул бывший муфтий Египта шейх Мухаммад Бахайт аль-Мутыи (да смилуется над ним Аллах).

Другие современные ученые также убеждали в неправильности совершения пятничной молитвы через телевизор или радио: Ибн Базз, Ибн Усеймин, Абу Захрах, Хасан Мамун, Мустафа аз-Зарка; высказывался по этому поводу и Постоянный комитет по фатвам Саудовской Аравии. Мнение этих ученых я считаю правильным и поддерживаю.

Доказательства неправильности совершения пятничной молитвы посредством радио, телевизора или через интернет (прямой эфир)

1. Важнейшее условие коллективной молитвы — следование за имамом. Соответственно, имам и верующие должны находиться «в одном помещении» (существуют три способа: а) имам и верующие находятся в мечети; б) имам находится в мечети, а верующие — за ее пределами; в) имам и верующие вне мечети. — Ред.).

Также верующие должны видеть и слышать имама или тех, кто совершает молитву за ним. Если верующий не знает или сомневается, что делает имам, к примеру суджуд или руку’, то его джамаат и следование за имамом недействительны. Это единогласное мнение ученых.

Кроме того, между имамом и верующими не должно быть преграды. Если между имамом и верующими в обычном месте окажется огромная стена, закрытая дверь или занавес, мешающие видеть имама, то джамаат не получается, и коллективная молитва нарушается.

Следование верующего за имамом в прямом эфире или подобно этому запрещается, и такая молитва становится недействительной, поскольку нарушаются условия, приведенные ранее. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, имам назначен для того, чтобы следовали за ним» (Аль-Бухари, Муслим).

2. Это мнение (дозволенность проведения молитвы через интернет) приводит к аннулированию пятничной и коллективной молитвы в целом. Даже несмотря на то, что мечеть закрыта из-за коронавируса или есть иная причина, потому что те, кто разрешает это, не говорят, что разрешили «из страха», но вообще для пятничной молитвы. Если это разрешено для пятничной молитвы, то подобным образом могут совершаться и другие молитвы.

3. Данное мнение приводит к отмене следующих текстов:

- «Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь…» 

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (Коран, 62:9). 

- «не спеша направится в мечеть…»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама, и совершит затем пятничный намаз — вернется домой очистившимся ото всех грехов, совершенных им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

Люди не будут спешить в мечети — они будут молиться перед телевизорами (через интернет) в своих домах.

4. Данное мнение может привести к серьезным последствиям для имама, связанным с реальной проблемой, такой как коронавирус.

Первое: если имам разрешит читать молитву в мечети во время эпидемии, то он нарушит постановление властей.

Второе: нельзя будет выбирать, кто будет молиться, а кто нет — и это приведет к неприятным последствиям.

5. Если бы было дозволено совершать молитву через радио, интернет — посредством прямого эфира — какая нужда в стольких мечетях?! Было бы достаточно одной, а остальные верующие могут молиться в своих домах. И если время совпадает с мечетью Аль-Харам, они могли бы читать за имамом и получать бо́льшую награду.

6. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не позволял молиться позади общего ряда в одиночку. Как же мы можем молиться, если между нами и имамом большое растояние?

7. Пятничная молитва — поклонение, имеющее шариатскую особенность. Если по какой-то причине верующий не совершил пятничную молитву, то вместо нее должен совершить молитву-зухр. Не нужно придумывать и делать что-то новое в религии Аллаха! Например, нельзя перенести хадж на зимнее время из-за жары, или читать один ракят молитвы-зухр из-за болезни, или поститься только половину дня из-за путешествия. У каждого поклонения имеется своя особенность и есть его замена. Как сказано в правиле: «Замена — вместо основного и его хукм — хукм основного». Поэтому и совершается молитва-зухр вместо пятничной молитвы, если на то есть уважительная причина. Если нет, то необходимо присутствовать на пятничной хутбе.

В завершение обращаюсь к своим братьям — имамам и хатыбам: 

Сохраняйте религиозный обряд и достоинство пятничной молитвы!

Призывайте людей совершать дома молитву-зухр вместо пятничной молитвы — ради нашего здоровья и безопасности!

Прошу у Всевышнего Аллаха защиты от всего дурного и болезней! Амин.
Аллах знает лучше.